Глава МИД России заметил, что в Самарканде на местном мемориале погибшим воинам нет надписи на русском языке
За язык обидно
Глава МИД России заметил, что в Самарканде на местном мемориале погибшим воинам нет надписи на русском языке. Накануне руководитель внешнеполитического ведомства в ходе визита в Узбекистан участвовал в возложении цветов к монументу «Скорбящая мать». Возле него чиновник сделал экскурсоводу замечание.
💬 «Я смотрю, на английском там надпись. Ну, русского не вижу. Мать — это самое святое»
С. Лавров, министр
Эти слова прозвучали в присутствии министра иностранных дел Узбекистана Бахтиёра Саидова, который на реплику не отреагировал. Однако и в центральноазиатской стране, и в России, фраза российского чиновника вызвала живой отклик. В Узбекистане напомнили о далеко не лучшем вкладе Москвы в двусторонние отношения.
💬 «Каждая страна сама решает, какой язык использовать для обозначения исторических памятников на своей территории. Мы не их колония! Нашим министрам тоже стоит научиться задавать вопросы, как это делает Лавров. Почему наши мигранты в России подвергаются дискриминации?»
Ш. Кудратходжа, ректор Университета журналистики
Последнее время вопросы миграции и языка, связанные с Россией и Узбекистаном, вызывают скандалы. В центральноазиатской стране дискуссию породил ролик известного узбекского блогера Хожиакбара Насирова, возмутившегося тем, что персонал в ташкентском кафе обратился к нему по-русски. А в Москве националисты и депутаты потребовали разобраться с представителем узбекского сообщества Бахромом Исмаиловым по поводу его слов о переселении своих соотечественников в Россию. На этом фоне сторонники войны в Украине сочли претензии министра уместными.
💬 «И это Лавров ещё не видел, что они в учебниках про Россию пишут. Вот там будет масса удивительных открытий»
С. Колясников, блогер
Узбекистан недавно сделал важный шаг в «креплении уз»: минувшей осенью страна вступила в Международную организацию русского языка, куда входят в том числе соседние Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан. Местные чиновники отчитываются о расширении обучения.
💬 «Мы ставим практическую цель — научить детей говорить, понимать речь, читать и писать на русском языке. И, конечно, учить их мыслить, расширять знания о мире, развивать логику»
Б. Турсуналиева, «Ал-Хоразми ворислари»
Некоторые местные эксперты видят угрозу в том, что благодаря знанию русского языка люди станут воспринимать пропаганду Кремля и используют военные термины, рассуждая о последствиях такой учёбы.
💬 «Учитывайте, с чего началась война [в Украине]. С того, что русскоязычные якобы почувствовали притеснение. На фоне этого конфликта начали возникать и другие вопросы. География использования русского языка стремительно сокращается. В таких условиях неизбежно возник и так называемый “языковой фронт”»
Б. Исабек, лингвист
После посещения памятника павшим воинам С. Лавров встречался в том числе с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. В официальных отчётах о переговорах вопрос распространения русского языка в стране не фигурирует.