Портрет дня: Екатерина Шульман – политолог
Что случилось?
МВД объявило политолога Екатерину Шульман в розыск — её данные в базе ведомства обнаружило издание «Медиазона». Основания и статья, по которой ведётся преследование, не указаны. Ранее в отношении нового фигуранта картотеки составляли протокол об участии в «нежелательной организации» — так российские власти отреагировали на работу Екатерины Шульман в качестве приглашённого научного сотрудника Берлинского центра Карнеги. Также её дважды штрафовали за отсутствие маркировки «иноагента» в публикациях. Сведений о возбуждении уголовного дела в публичном доступе пока не было.
Шаги в системе
Екатерина Шульман родилась в 1978 году в Туле. Её родителями были известные в городе преподаватели. Интересы отца, Михаила Заславского, лежали в области технических наук. Мать, Ольга Заславская, закончила филфак и защитила докторскую диссертацию по педагогике. В 1995 их дочь закончила школу-лицей № 73 с серебряной медалью — получить «золото» помешала «четвёрка» по геометрии в десятом классе. После этого Екатерина Шульман поступила в колледж Джорджа Брауна в Торонто, где прошла академический курс английского языка. После возвращения в Россию в 1996 году обладательница только что полученных дипломов в области культуры и английского языка устроилась на работу в Управление общей политики тульской администрации. Спустя три года образование продолжилось в РАНХиГС — в сфере политологии, с которой связана дальнейшая карьера исследовательницы. Теория дополнялась практикой — Екатерина Шульман стала помощником депутата от партии «Яблоко» Юрия Нестерова, а потом работала в аппарате фракции «Отечество — Вся Россия» — в первую тройку этого блока входили мэр Москвы Юрий Лужков, бывший премьер Евгений Примаков и губернатор Петербурга Владимир Яковлев.
Выход за рамки
После окончания РАНХиГС, которая считается одной из кузниц кадров для власти, Екатерина Шульман ушла из Госдумы в частную компанию, став одним из членов руководства консалтинговой фирмы PBN Company. В 2011 она окончила аспирантуру и стала работать в вузе, который окончила. Два года спустя исследователь защитила кандидатскую диссертацию по политологии, а ещё через год стала доцентом кафедры госуправления Института общественных наук РАНХиГС. Параллельно Екатерина Шульман стала вести страничку в LiveJournal – самой популярной в то время онлайн-площадке для рядовых пользователей сети. Там политолог начала набирать вес как популяризатор науки, публицист и общественный деятель. Её почитатели отмечали не только высокий уровень анализа общественных явлений и качественные прогнозы автора, но и доступность изложения. Особый стиль выступлений и статей Екатерины Шульман оценили читатели её статей и колонок в печатной прессе, в том числе — в газете «Ведомости» и публикациях Московского центра Карнеги.
Покушение
Общение в LiveJiournal с Михаилом Шульманом, модератором сообщества читателей Владимира Набокова, привело ко взаимному интересу и замужеству. Сейчас у пары трое детей. В первые дни после рождения второго ребёнка в жизни супругов произошло страшное событие. Оно было связано с дополнительной работой Михаила Шульмана. В 2012 году он был главой ТСЖ в доме на Рождественском бульваре Москвы, где у пары была квартира. Судя по публикациям прессы того времени, у жителей дома возник конфликт с одним из собственников, который занял чердак дома. ТСЖ одержало победы в судах, и проигравшая сторона организовала нападение. В результате Михаил Шульман был жестоко избит. Его госпитализировали в тяжёлом состоянии с множеством переломов. По горячим следам Екатерина Шульман делала предположения о возможной политической подоплёке случившегося, но позднее в интервью YouTube-каналу «Скажи Гордеевой» она связывала атаку с конфликтом вокруг чердака. Избиение мужа и его помещение в реанимацию произвело тяжёлое впечатление: Екатерина Шульман говорила, что через считанные дни после случившегося она уехала из той квартиры и больше никогда в ней не была.
Издержки позиции
Вершиной официальной карьеры в качестве общественного деятеля стало выдвижение Екатерины Шульман в Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Как член этого органа, она помогала фигурантам «Московского дела» — череды преследований участников уличных акций протеста против злоупотреблений на выборах в Мосгордуму. В результате пребывание Екатерины Шульман в СПЧ стало едва ли не самым коротким за всю его историю. Она вошла в совет в декабре 2018 года, а уже в октябре 2019 года Владимир Путин вывел её их Совета вместе с юристом Ильёй Шаблинским и руководителем «Агоры» Павлом Чиковым. Правозащитники назвали происходящее реакцией власти на критику, в Кремле объяснили перемены ротацией кадров. За несколько месяцев, по словам самой Екатерины Шульман, ей удалось принять участие в работе над законом о домашнем насилии и проектом решения о распределённой опеке, необходимом пациентам психоневрологических интернатов.
Путь в эмиграцию
В отличие от официальной карьеры, публичная деятельность Екатерины Шульман шла в гору. К работе в качестве популяризатора науки лектория «Прямая речь» добавилась постоянная авторская передача политолога «Статус». Она выходила в эфире радиостанции «Эхо Москвы» еженедельно с 2017 года и привела к взрывному росту известности политолога. Также в это время она ведёт собственный YouTube-канал, аудитория которого превышает миллион человек. Вскоре после начала российского вторжения в Украину Екатерина Шульман объявила о том, что покинула Россию. По её словам, поездка, связанная с получением стипендии германского Фонда имени Роберта Боша, была рассчитана на один год. Однако в том же месяце Минюст внёс учёную в перечень «иноагентов». Это фактически означало запрет на преподавательскую деятельность, который сделал её возвращение на родину бессмысленным. Попытка оспорить решение Минюста в суде ни к чему не привела. Вдобавок, в Московскую высшую школу социальных и экономических наук, знаменитую «Шанинку», ректор которой Сергей Зуев к тому моменту уже находился в СИЗО, пришла полиция. По словам самой Екатерины Шульман, у сотрудников ГУВД Москвы был список преподавателей, которые интересовали ведомство. В перечне стояла и её фамилия. В результате политолог осталась за рубежом. Программа Екатерины Шульман «Статус» продолжает выходить на «Эхе» вне зависимости от возбуждённого российскими властями дела.