«Призрачно всё в этом мире бушующем»
В некотором смысле этот пост – продолжение темы «Пастуховской кухни» в режиме «соло», но не совсем так, как вы могли бы подумать. Вынужденное разделение ее («Кухни») обитателей временем и пространством привело к простою более молодой и энергичной ее части, оказавшейся способной работать в режиме 24 x 7 и, тем самым, попадая в такт с медиа родного континента. В результате я постфактум обнаружил, что, пока я спал, Борис открыл свой собственный канал в Youtube, где он уже несколько недель размещает то, что производит самостоятельно. Зайдя туда из чистого любопытства, я обнаружил там интервью с Натальей Влащенко, что меня не столько удивило, сколько обрадовало. А вот что оказалось неожиданным, так это то, что интервью не было замкнутым на сиюминутной повестке, хотя и ходило вокруг нее – как без этого. И все-таки там было много о сущностном и вневременном, что спровоцировало меня на некоторые странные размышления.
Сначала нам всем казалось, что век двадцатый покончил с плюрализмом «измов» и из всех своих «больших идей» оставил нам «на развод» один лишь либерализм. Все остальное (фашизм, нацизм, социализм и коммунизм) было объявлено идеологическими утопиями, оставшимися в прошлом навсегда. Одно из разочарований сегодняшнего дня, состоит однако не столько в том, что химеры не просто ожили (причем все сразу), но еще и «переженились» между собой, дав кретинообразное потомство, сколько в том, что в соответствии с новейшими требованиями идеологической моды и сам либерализм, – великий и ужасный, – тоже объявлен химерой и утопией. То есть, позиции выровнялись: либерализм, фашизм и коммунизм стоят теперь в одной шеренге великих человеческих заблуждений.
Слушая дискуссию Натальи и Бориса, я вдруг подумал о том, что все похоже на то, что так оно в действительности и есть. «Призрачно всё в этом мире бушующем» – пелось, кажется, в одном некогда популярном советском шлягере, написанном как раз для фильма-утопии. Что уж тут об идеологиях говорить, если есть теория, что мы все не более, чем симулякры из компьютерной программы сумасшедшего айтишника. Но есть нюансы – утопии бывают разные и, прежде всего: добрые и злые. Не буду делать вид, что я верю в либерализм как в истину в последней инстанции. Сказка – она и есть сказка. И в реальной жизни все, конечно, совсем не так, как в этой сказке, а часто даже совсем наоборот. Но, в отличие от других утопий, либерализм – это добрая сказка, за что мы ее и любим.
Дети взрослеют и перестают верить в Санта Клауса, известного среди ссыльных народов как Дед Мороз. Но, вырастая, они все же оставляют при себе в этическом багаже кое-что из приколов Санты. Так и человечество в целом, похоже, выросло из возраста, когда люди воспринимают либеральные идеи как какие-то естественные объективные законы бытия, а все нелиберальные идеи, как какое-то субъективное извращение. Всё – субъективно, всё – утопия, но эти утопии правят миром. И, вооружившись этим знанием, мы должны просто теперь честно и спокойно сконструировать новую полезную и добрую утопию на платформе либерализма (ну не на фашистской же), с помощью которой нам станет чуть легче и комфортнее жить. А верить в то, что либерализм – это естественный закон природы, вовсе не обязательно. Главное, чтобы работало.
Ну, а если кто-то захочет понять, что именно натолкнуло меня на столь странные размышления, то добро пожаловать на канал Бориса. Можно и подписаться.