Купить мерч «Эха»:
ЭКСКЛЮЗИВ

Генпрокуратура выстрелила в ногу себе и своим гражданам

Рита Логинова
Рита Логиноваактивистка, авторка подкаста “Одни плюсы”
Мнения3 апреля 2025

Генпрокуратура признала «нежелательными» фонды британского музыканта Элтона Джона по борьбе со СПИДом. В ведомстве считают, что организация Elton John AIDS Foundation «сосредоточена на пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, западных моделей семьи, смены пола».

В 2017 году Сэр Элтон Джон приезжал на концерт в Москву и заодно встретился с тогдашней главой Министерства здравоохранения Вероникой Скворцовой. Они обнимались на фото и, в общем, как-то дали понять, что есть смысл сотрудничать российским властям и замечательному фонду Элтона Джона, который много лет работает по теме профилактики ВИЧ. 

Элтон Джон и Вероника Скворцова. Фото: инстаграм Элтона Джона

И я хочу сказать, что с 2017-го года точно какое-то невероятное количество денег в общей сложности было выделено этим фондом, менеджментом, управленцами на борьбу с ВИЧ-инфекцией и её последствиями в самых разных российских регионах. Если посмотреть на карту, где эти программы действовали, то там вы увидите и Московскую область, и Санкт-Петербург, и Ленобласть, и сибирские регионы, наиболее сильно поражённые ВИЧ-инфекцией, с какими-то тревожными тенденциями. Это и Новосибирская область, и Иркутская, и на Урале программы фонда тоже действовали. Что самое прекрасное было в сотрудничестве с фондом Элтона Джона, насколько я знаю, я просто как журналист и активист в теме ВИЧ много с кем общалась на протяжении последних, условно, девяти лет, я видела, что фонд Элтона Джона даёт достаточно большие длинные деньги, что достаточно важно для некоммерческих организаций. 

Вот центры СПИДа — это государственное учреждение, их финансирование как бы есть, они работают, это государственная медицина, они обязаны людям, гражданам России предоставлять лечение, таблетки, своевременно диагностировать изменения их здоровья и всё такое. Но СПИД-центры, как и любая государственная структура, скажем, менее поворотливые, менее изящные в работе с людьми, с которыми нужны специально особенные подходы. Если вы обратите внимание на формулировки генпрокуратуры, они обращают внимание, что сотрудничали фонд Элтона Джона и российские НКО по теме ВИЧ, но преимущественно это были какие-то, говорит генпрокуратура, преимущественно иностранные агенты. Ну, какие-то организации, которые получали и потом даже снимали с себя клеймо иностранного агента, действительно были в пуле партнеров фонда, но, насколько я как бы вижу, большая часть из них в целом не обладает никакими статусами и не должны, потому что НКО — это люди, организации, которые предоставляют услуги тем людям всякими людям, употребляющими наркотики, людям, принадлежащим, как ЛГБТ, мужчинам, практикующим секс с мужчинами. Мало чего хорошего, как мы понимаем. И люди наиболее уязвимые к ВИЧ-инфекции, а это действительно люди, употребляющие инъекционные наркотики, мужчины, имеющие секс с мужчинами, люди, вовлеченные в коммерческий секс, те, кто сидит в тюрьме, те, кто вышел из неё. К ним нужен специальный подход. СПИД-центры, врачи, государства, они не обладают такими навыками, чтобы находить этих людей и не пугать их, а причинять им добро, выявлять у них ВИЧ, проводить потом за ручку в СПИД-центр, чтобы они начинали лечиться. И фонд Элтона Джона поддерживал как раз работу некоммерческих организаций с такими категориями людей, наиболее уязвимых, в принципе, к неблагополучию, к ВИЧ-инфекции. И это сложно, и это требует денег, это требует обучения, это требует практики. 

Я знаю, что большая часть некоммерческих организаций, которые все эти программы приводили в жизнь, они не в вакууме это делали, они пытались наладить отношения с государством, чтобы имплементировать те подходы в работе с ВИЧ-инфекцией, которые могут эффективно работать, передать их в СПИД-центры, как-то законнектиться со СПИД-центрами, потому что какой смысл искать по твоим городам людей, которые принимают наркотики, которые прячутся от любого государства, в том числе от врачей, если ты не можешь позволить себе помочь этому человеку? Если ты его выявил на тестировании где-нибудь в тест-мобиле или где-нибудь еще в низкопороговом центре, если ты не можешь позволить себе привезти его в СПИД-центр, чтобы там врачам на белые ручки передать, чтобы они начали его лечить. 

В этом смысл работы НКО. И эти НКО никогда в вакууме не существовали. Большая часть из ВИЧ-сервисных некоммерческих организаций, даже по условиям грантов от того же фонда Элтона Джона, должны были имплементировать свои решения и доработки в работу государственных органов. Это часто в условиях финансирования прописывается, что вы, господа, вы классные, вы умеете найти потребителя наркотиков, мужчину, практикующего секс с мужчинами. Всё здорово, но если сейчас мы со своими деньгами от вас уйдем, то куда вся эта работа уйдет? Поэтому вы должны договариваться с руководителями центров СПИД, с местными минздравами региональными, чтобы они учитывали, что вот такая работа есть, она эффективна и давайте как-то найдем деньги на то, чтобы ее поддерживать за счет государства, а не за счет внешних доноров.

Короче, это была удивительная, замечательная, класная работа, потому что НКО знает подходы к людям, уязвимым к эпидемии, приходит в СПИД-центры со своими пациентами, говорит: берите, вот он ваш, лечите. Прекрасная была система. Ну, не без косяков, но это так и должно работать. НКО, как вы знаете, всегда тестирует какие-то новые способы подхода в работе с людьми. 

В отношении ВИЧ-инфекции 1,7 миллиона с начала наблюдения за эпидемией выявлено в стране. Это очень большие абсолютные цифры. Россия даёт половину приростов новых случаев в Европе по ВИЧу ежегодно до сих пор. Россия дает большинство новых случаев ВИЧ-инфекции в регионе Восточной Европы и Центральной Азии. То есть это более чем важная и актуальная проблема в нашей стране. И фонд Элтона Джона очень качественно, профессионально помогал российским НКО, которые тоже заинтересованы в решении этой проблемы, что-то новое придумать, новых людей найти, помочь им выжить и не сдохнуть. Вот, то, что сделала генпрокуратура, это выстрел в ногу себе и своим гражданам. 

«Одни плюсы» — подкаст журналистки Риты Логиновой и студии «Либо/Либо» о ВИЧ



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025