«Любовь всегда победит, как и добро всегда побеждает зло, а свет — тьму». Последнее слово Сергея Карелина
На процессе по «делу журналистов» в Нагатинском суде Москвы 10 апреля прошли прения сторон. Гособвинение запросило по 5 лет и 11 месяцев колонии общего режима для корреспондентов SOTAvision Антонины Фаворской и Артёма Кригера, а также для Константина Габова (Reuters) и Сергея Карелина (Associated Press). По версии обвинения, журналисты были «вовлечены в экстремистское сообщество» Алексея Навального под «влиянием его авторитета». Их обвиняют в участии в деятельности «Фонда борьбы с коррупцией» и «Команды Навального», направленной на дестабилизацию ситуации в России.
Сергей Карелин. Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
Добрый день уважаемый суд, уважаемая судья и уважаемый представитель государственного обвинения! И всем остальным, кто тут присутствует, тоже здравствуйте! Вот и заканчиваем мы наши многократные незабываемые встречи, и я хочу воспользоваться своим правом высказаться без «согласования с органами государственной власти». Про обвинение и процесс говорить бессмысленно: моя прекрасная адвокат это сделала куда лучше, чем я могу.
Считается, что одним из смягчающих обстоятельств является «раскаяние в содеянном». В содеянном должны раскаиваться преступники. Я же нахожусь в тюрьме за свою профессиональную деятельность, честное и беспристрастное отношение к журналистике, ЗА ЛЮБОВЬ к моей семье и стране.
Так как про свою работу я говорил в прениях, а сейчас могу высказаться о том, о чем хочу. Я попробую через вас обратиться к самому дорогому мне человеку — моей дочери Мире, которую я уже не видел 11 месяцев. И непонятно, когда увижу. Вы же понимаете, что если суд признает меня виновным, вместе со мной наказание понесет вся моя семья: от моего деда, которому, как я и говорил, 101 год, он ветеран «ржевской мясорубки», мои пожилые родители, которые держаться как могут, и прежде всего — моя прекрасная дочь!
Никогда не думал, что мой ребенок тоже станет жертвой политических репрессий, как были признаны дети тех, кто был репрессирован в 1930-е… Вы можете представить про своих детей такое?!
И да, я, конечно, «папа в командировке», как и многие сейчас, как и все люди тогда! Я не знаю, когда смогу ее увидеть, тем более обнять….
В общем, попробуем рассказать моей дочери сказку.
Ну что же, где-то в каком-то царстве-государстве, где были молочные реки и кисельные берега, дубы, березы, яблони и вишни, чертополох, мята и кукушкин лен… Где-то в такой большой и прекрасной стране жил-был человек. Был он рассказчик: не сказочник, а повествователь! Он ездил в разные города и веси своей необъятной страны, чтобы рассказать о том, что происходит вокруг, как живут люди, о том, что они думают и делают. Всем нравились эти повествования. У рассказчика была семья и маленькая прекрасная дочь, к которой он всегда спешил домой, чтобы обнять и рассказать очередную историю. Однажды он был в экспедиции на Севере, там, где небо переливается всеми цветами радуги, а называют это северным сиянием. Как всегда, спешил он вернуться к своей малышке, чтобы рассказать про свои приключения, про волшебное небо, про людей, живущих там, где так много снега, и даже может быть про оленей. Как вдруг темные силы обступили его со всех сторон, он не мог разобрать, как они выглядят, так как лица их были скрыты. Его схватили и заточили в замок, из которого не было выхода.
И начались совсем другие приключения, но не веселые, как раньше, а очень страшные. Рассказчику сказали, что он плохой, не так и не то рассказывал, поэтому будет заточен в неволе и не сможет еще долго увидеть свою принцессу, чтобы обнять ее и рассказать истории. Загрустил рассказчик: «Как же так, ведь он всегда говорил только правду, так как знал, что ложь — это плохо: тот, кто врет, становится нехорошим и злым».
Через какое-то время его посадили на поезд. «Может быть, меня везут к моей принцессе?»— подумал он, но нет.
Его просто перевезли в замок побольше, где стены потолще, окна поменьше, а на окнах решетки. И было таких людей там очень много, так много, что они почти не влезали в большой замок, было очень тесно. Хмурые стражники следили, чтоб никто не делал ничего без спроса, а злые собаки лаяли так, что и улыбаться совсем не хотелось.
Теперь все эти люди просыпались, когда им скажут, ели, когда разрешат, и ходили гулять по расписанию в темные узкие дворы с высокими стенами, где только и видно маленький кусочек неба, да и то не всегда.
Многим говорили, что они делали что-то не то и не так. И рассказчик понял, что он совсем не один такой, а это очень важно, потому что, когда человек один, его гораздо легче сильно напугать, он загрустит и сдастся. Очень важно помнить, что нас таких, для кого важна правда, совесть, доброта, любовь и семья, — много.
Так рассказчик вспомнил, что радость можно найти даже в самом темном месте, и он начал писать письма — всем, кому может, а своей принцессе прежде всего. И каждый раз, когда он получал ответ, в этом мрачном замке становилось немножечко светлее на какое-то время. И, вооружившись этим светом и радостью от каждого письма, правдой и честностью своих рассказов, любовью к своей дочери, понял рассказчик, что сможет справиться и с этим невероятно сложным и опасным приключением, чтобы вернуться к своей принцессе. Потому что любовь всегда победит, как и добро всегда побеждает зло, а свет — тьму.